Александр Осипов. Национально-культурная автономия. Идеи, решения, институты. Санкт-Петербург: Центр независимых социологических исследований, 2004


Об авторе  

Александр Геннадьевич Осипов – известный российский правозащитник и этнолог. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ по специальности “История”. Кандидат исторических  наук, в 1993 г. защитил диссертацию об истории и культуре турок-месхетинцев. До 2003 г. работал старшим научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН. С 2003 г. – научный сотрудник Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург). Владеет тюркскими языками. Помимо базового, имеет также высшее юридическое образование.

Александр Осипов – многолетний активист российского правозащитного движения. С середины 90-х годов работает в Правозащитном Центре “Мемориал”, является руководителем программы “Дискриминация по этническому признаку в РФ”. Автор более 50 публикаций по проблемам этничности и национализма, защиты меньшинств, ликвидации и предотвращения дискриминации, а также права на гражданство и положения апатридов. Автор ряда «теневых» докладов об исполнении Россией международных конвенций,  включая Конвенцию ООН о ликвидации расовой дискриминации и Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств. Участник множества международных проектов, семинаров и тренингов.

Это, так сказать, «объективка». А теперь немного личных впечатлений. Мне довелось познакомиться с Александром еще в самом конце 80-х, в буче так называемого неформального движения. С тех пор мы вместе участвовали во многих проектах, и каждый раз меня поражает уникальное сочетание академической строгости, требовательности к себе, характерной для настоящего исследователя, и – безоглядной приверженности правозащитным ценностям. Такая комбинация – ученый высшего класса и активнейший правозащитник – нечасто встречается даже в сегодняшней России, традиционно богатой талантливыми людьми. Осипов – один из тех людей, у которого я очень многому научился. И продолжаю учиться. И всем советую прочитать его последнюю книгу.

О книге

Идея национально-культурной (или нетерриториальной) автономии активно обсуждается практически во всех странах, где есть национальные меньшинства. Латвия – не исключение, у нас даже есть организации, претендующие на статус автономии. Однако концепция, лежащая в основе претензий на автономию, зачастую весьма неясна и противоречива.

В книге рассматриваются история идеи национально-культурной автономии для этнических групп, ее роль в публичных дискуссиях об организации культурного многообразия общества, а также ее влияние на практическую политику.

Как известно, в России идея национально-культурной автономии официально является базовой для защиты прав национальных меньшинств – еще в 1996 году был принят федеральный закон «О национально-культурной автономии» (для интересующихся – текст закона доступен на латвийском ресурсе MINELRES, который я по мере возможности стараюсь поддерживать в более или менее рабочем состоянии). В отличие от чисто декларативного аналогичного латвийского закона 1991 года, российский закон реально работает, однако, естественно, отнюдь не является панацеей для решения всех проблем столь этнически разнообразного огромного государства. Понятно, что автор в основном концентрируется на российских проблемах, однако подробно рассматривает и институциональные  решения, имеющие признаки автономии, и в других странах.

Первый раздел книги посвящен теоретическим аспектам и истории возникновения концепции национально-культурной автономии, в частности, роли австромарксизма.

Во втором разделе описана история идей национально-культурной автономии в России – в начале века, реализация идей автономии в 1917-1922 гг., в период перестройки и в первые годы после распада СССР.

Третий раздел – подробный анализ реализации идеи автономии в современной России и практики исполнения закона 1996 г.

Четвертый раздел – автономия в зарубежных странах. Отдельные главы посвящены периоду до Первой мировой войны (Австро-Венгрия, Османская империя), в межвоенный период (здесь основное внимание уделено опыту Латвии и Эстонии) и после Второй мировой войны (описан опыт Австралии, Бельгии, Венгрии, Германии, Израиля, Канады, Словении и др. стран).

Последний раздел книги посвящен контекстам и взаимосвязям концепции национально-культурной автономии, в частности, ее связи с идеями защиты меньшинств, плюрального общества, консоциализма, мультикультурализма, групповых прав, а также равенства и недискриминации.

Конечно, столь  краткое описание дает весьма приблизительное представление о содержании 500-страничной монографии. Однако, полагаю, люди, интересующиеся этой проблематикой, даже из этих нескольких строк могут сделать правильный вывод – книгу стоит найти и прочитать.